Содержание | Вперед► |
Умение слушать — важный навык, позволяющий повысить обучаемость и личную эффективность. Сегодня об этой способности много говорится, но не все до конца понимают, что именно она из себя представляет? В статье мы поговорим о том, что такое интенсивное слушание, для чего именно оно полезно и как его развить.
Интенсивное слушание – это способность быстро воспринимать и обрабатывать любую аудиальную (воспринимаемую на слух) информацию без потери ее смысла. На первый взгляд может показаться, что это просто умение хорошо сконцентрировать внимание на предмете разговора, но это не совсем так. Интенсивное слушание предполагает не просто погружение в воспринимаемую на слух информацию, но и полный ее анализ, включение мыслительных процессов, задействующих как новые данные, так и уже имеющиеся знания.
Интенсивное слушание помогает развитию внимания и мышления, облегчает для школьников понимание учебного материала. Также этот навык помогает:
Быстро вычленять главное из потока речи. Процессы мышления при интенсивном слушании запускаются автоматически, что позволяет моментально улавливать главную мысль и отбрасывать ненужные сведения и пустые слова – «воду».
Хорошо понимать и усваивать материал. Ученик быстрее включается в работу, активизирует уже накопленные знания и опыт, благодаря чему обработка новой информации происходит в разы быстрее.
Легко улавливать и принимать новые идеи. Активизация мыслительных процессов и быстрое усвоение материала позволяют лучше сосредоточиться на новом и необычном, запустить творческие процессы мышления.
Оперативно всесторонне анализировать услышанное. Информация воспринимается в полном объеме, во всей полноте деталей. Это дает возможность рассмотреть ее с разных сторон, выполнить полную обработку.
Мгновенно просчитывать возможные варианты действий и их последствия. Особенно полезно это при решении задач, моделировании ситуаций или в общении. Быстрое понимание смысла речи позволяет мгновенно переключаться с обработки услышанного к дальнейшему анализу.
Упражнения
Развить навык интенсивного слушания можно у ученика любого возраста. Представленные ниже упражнения следуют по нарастанию сложности и позволяют осваивать умение с самых азов. Если ребенок легко справляется с какими-то первоначальными упражнениями, то можно сразу переходить к дальнейшим заданиям.
ВАЖНО! Упражнения должны выполнять на слух, в устной форме. Только в некоторых из них может потребоваться записать что-то – это будет указано в конкретном задании.
Каждый звук и их сочетания рождают в человеке определенные ощущения и ассоциации. Например, слово «дуб» позволяет представить что-то твердое, мощное и сильное. Ученику предлагается ряд понятий, которые он должен охарактеризовать определенным прилагательным на основе своих ощущений.
Список прилагательных для характеристики: сильный, жестокий, жесткий, мягкий, нежный, грубый, сильный, прочный, большой, маленький, мощный, слабый, спокойный.
Примерный список характеризуемых слов: баобаб, буйвол, озеро, лилия, иволга, цапля, береза, лисица, пустыня, мороз, океан и т.д.
Вместо слов можно использовать отрывки из стихотворений и произведений, в которых присутствует описание какого-то объекта или явления (леса, шторма, метели и пр.).
Представление различных звуков
Упражнение тренирует навык осознания и обработки звуков и слов. Ребенку предлагается представить:
Лай собаки
Стук колес поездка
Гудок парохода
Шорох листьев
Завывание ветра
Звонок домашнего (мобильного) телефона
Шум водопада и т.д.
В зависимости от возраста ученику включается видеозапись мультика или художественного фильма. ВАЖНО! Данное произведение не должно быть знакомо ребенку. Задание: просмотри фильм в течение 8-10 минут, затем закрой глаза и только по голосам попробуй представить дальнейшее развитие сюжета. Затем открой глаза и проверь свою догадку. Представление может продолжаться в течение любого времени от 5-7 минут. При длительном выполнении задания (свыше 5-7 минут) необходимо несколько раз открывать/закрывать глаза.
Создание образов
Задание: прочитай отрывок текста и попробуй придумать к нему звуковые образы, которые позволят его запомнить. Количество образов может быть абсолютно различным.
Пример: Ранним утром я шел по лесу. Было так рано, что даже птицы только начинали свое пробуждение. Дорога предстояла долгая, а погода обещала быть замечательной. Поэтому и настроение у меня было чудесным, хотелось петь и веселиться.
Возможные образы для запоминания: Звук шагов. Тишина. Редкие птичьи голоса. Пение.
Придумай последствие
Школьнику дается короткое предложение-тезис, описывающее определенное происшествие, к которому необходимо придумать последствие. Предложения, так или иначе, должны быть связаны с какими-то звуками: шум листвы, издаваемые животными звуки, плач ребенка, гудок поезда и т.д. Например:
Внезапно в темноте залаяла собака
В комнате проснулся малыш
На пол упали часы
Под ногами треснул лед
С дерева упало яблоко
Необходимо подобрать или придумать диалоги с усеченными репликами, т.е. с предложениями, не раскрывающими полную ситуацию общения (кто именно говорит, где это происходит и т.д.). Задание: предположить, при каких обстоятельствах может состояться такой диалог.
Задание на внимание
Во время выполнения упражнения ребенок должен быть занят чем-то, требующим внимания: игра в шашки, решение математических примеров и др. Спустя несколько минут после выполнения данной деятельности взрослый начинает зачитывать интересный текст. При этом важно заранее предупредить школьника, что ослаблять внимание при игре или решении не следует. После прочтения текста ученику предлагается завершить свою деятельность и сделать пересказ зачитываемого отрывка. Сначала требуется сделать это вкратце, обозначив только главную идею текста. Затем подробно, со всеми деталями, которые удалось запомнить. После пересказа ребенку дается текст для самостоятельного прочтения, делаются работы над ошибками при необходимости (исправляются неверно запомненные детали, корректируется главная идея и пр.)
Затрудненное прослушивание текста
Включается музыка, а через пару минут начинает зачитываться текст. Ребенку дается задание полностью отвлечься от музыки и сосредоточиться на получаемой информации. По окончании зачитывания отключается музыка, а ученику предлагается сделать как можно более подробный пересказ.
Далее необходимо усложнить задание. Сначала сделать музыку более громкой, в следующий раз – включить песню или запись голосов.
Ученику зачитывается текст, из которого он должен вычленить главную мысль и озвучить ее. Если отрывок короткий, то ответ должен быть устным. Если длинный и разделен на смысловые блоки, то разрешается записывать главные мысли каждого блока.
ВАЖНО! Необходимо научить ребенка не просто определять главную мысль, но и делать это четко и по возможности кратко. Для этого перед выполнением задания школьнику дается установка выражать главную мысль одним предложением-тезисом.
Определи степень значимости
Школьнику зачитывается небольшой текст, состоящий всего из нескольких предложений (не более 6-7). Далее он должен сказать, насколько каждое из предложений отрывка важно для понимания его главной мысли. Выполнять задание можно по следующей схеме:
Основная идея. Называется предложение, отражающее главную мысль, или наиболее приближенное к этому.
Важное. Предложение важное для понимания смысла текста.
Не очень важное. Предложение, играющее второстепенную роль в понимании смысла.
Совсем не важное. Предложение, которое можно исключить из текста без потери его смысла.
Задание: вспомни и опиши про себя внешность какого-либо человека (родителя, учителя, брата, сестры, друга, актера и т.д.). Можно заранее предложить схему описания: рост, телосложение, цвет волос, овал лица, цвет и форма глаз, форма и размер носа, форма и размер губ и т.д.
Далее задание усложнятся: необходимо мысленно описать двух разных людей и выполнить их сравнение. Важно, чтобы при выполнении упражнения ученик не видел описываемых людей или их фотографии/портреты и выполнял задание строго про себя без использования речи или письма, рисования.
P.S. Все упражнения можно видоизменять, подгонять под определенный возраст ребенка. Однако важно, чтобы задания выполнялись регулярно и последовательно. К следующим упражнениям рекомендуется переходить только после полной отработки предыдущих.
Содержание | Вперед► |